Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
427950, Удмуртская Республика, г. Камбарка, ул. Советская, 18
Наш адрес
+7 (34153) 3-07-24
Приемная

К 95-летию Камбарского района. Проект "Страницы истории". Нам есть кем гордиться

К 95-летию Камбарского района. Проект "Страницы истории". Нам есть кем гордиться

Потеряева Наталья  Михайловна

Родилась 26 августа (8 сентября)  1902 года в заводе Камбарка Камбарской волости Осинского уезда Пермской губернии.

Училась в Камбарской женской школе (1910-1914 гг.), затем -  в Камбарском двухклассном училище (1914-1916 гг.). В 1916 году поступила в Сарапульскую женскую учительскую гимназию.

В 1920 году молодая учительница направлена в село Киясово, где учила крестьянских детей. Было очень трудно: свирепствовали тиф, голод, шла гражданская война. Наталью Михайловну спасли от голодной смерти крестьяне. Они приносили ей молоко, муку, причем не брали за это ни копейки денег и говорили: «Учи наших детей, это главное».

В 1921 году Потеряева вернулась домой в Камбарку, работала в Шахвинской начальной школе.

В октябре 1931 года была назначена на должность заведующей школы I ступени (№3), в этой должности она работала более 10 лет.

Многолетний плодотворный труд Натальи Михайловны был замечен. За успехи на учительской стезе, за многолетний добросовестный труд, за любовь к детям и хорошую подготовку учеников она была награждена Орденом Трудового красного Знамени (1949 г.), Орденом Ленина (1952 г.).

В заключение хотелось привести слова  Натальи Михайловны: «Чтобы воспитать в ребенке любовь к знаниям, к Родине, к людям, надо самому не на словах, а от всей души любить Родину, людей, постоянно учиться. Это совсем не просто, но я бы хотела, чтобы люди стремились к совершенству не только внешнему, но и внутреннему». 


Александр Яковлевич Новиков

Родился 10 июня 1905 года в заводе Камбарка. Учился в двухклассном училище. Работал в школе ФЗУ с декабря 1931 года в качестве преподавателя по обществоведению.

Работал в органах милиции – в канцелярии, на лесозаготовках, в торговых организациях Камбарки.

Принимал активное участие в общественно-политической работе. Инициатор строительства Камбарского обозостроительного завода артели «Горн», литейно-механического завода, заводского клуба, кинотеатра.

 В 1957 году была выпущена книга Александра Яковлевича «Земля Камбарская, родная» (история Камбарки).

В предисловии к книге Александр Яковлевич писал: «История Камбарки-это краткий обзор исторических событий, изложенных по рассказам старожилов и по личным наблюдениям. Написать историю Камбарки, где я родился и вырос было мечтой моей жизни. Настоящий материал я собирал многие годы, заносил его на бумагу, руководствуясь желанием принести своим землякам хотя бы частицу пользы». История в книге начинается с момента основания Камбарки до 1957 года. Большое место в брошюре уделено климату, природным богатствам Камбарки. Много внимания уделено событиям гражданской войны.


Попов Иван Тимофеевич -

инженер, первый командир  136 склада (1941-1947гг.) 

Во время войны приходилось работать в труднейших условиях – не было жилья, центральной котельной, водопровода, малярной мастерской, сушилки, гаража, электростанции. Для рабочих был установлен 11-ти часовой рабочий день. Но, несмотря на трудности по производственной деятельности склада, организационный период к концу 1941 года был завершён. С первых же дней приступили к строительству хранилищ и других помещений отделов хранения, к строительству цехов производства технической территории на отведённом участке лесного массива.

К концу 1941 года было выстроено 10 цехов, лесопилка, гараж, отделы хранения, водокачка, электростанция. Продолжалась работа по изготовлению опытного образца  спецмашины ХМ-ЗИС на базе нашей машины АРС- 6.

С вводом цехов в эксплуатацию начался выпуск мелких предметов народного хозяйства: гвоздей, мелких чугунных деталей, котлов, тары и т.п. 

В 1943 году автомобилей ЗИС-5 уже не хватало для монтажа на их базе наших АРС-6. Начинается производство АРС-9 – россыпью, с надеждой на то, что дополнительные автомобили в последствии поступят. И действительно, были поставлены автомобили из Америки марки «Студбеккер» по ленд-лизу, на которых другими заводами стали монтироваться АРС-10 и АРС-11.

В 1945 году склад был реорганизован в Центральную базу производства и ремонта №136.

После войны началось восстановление народного хозяйства, в том числе и хозяйство воинских частей. База №136 получила задание срочно освоить выпуск и запустить в производство пилорамы для народного хозяйства, а в скором времени и ассенизаторской машины АСМ-2. Также на базе было освоено производство автокранов грузоподъёмностью до трёх тонн на базе ЗИС-5, ЗИС-6, в которых нуждались воинские части. Также на базу поступали машины фронтового возврата, которым нужно было провести текущий или капитальный ремонт. Продолжался выпуск АРСов, освоен выпуск АРС-12 на базе шасси автомобиля ЗиЛ-157. 


Как приблизить небо к людям

Сегодня многие люди пишут стихи или прозу. Издать книгу в наше время стало проще. Авторы пишут, раскрывая свои таланты в литературе, даруя читателям минуты радости от чтения нового произведения.

Но написать книгу о тонкостях редкой профессии очень сложно, потому что такая работа, несомненно, должна пройти и быть одобрена теми, кто посвятил ей свою жизнь. Сегодня мы представляем первое издание книги «Основы безопасности полетов», посвященное тем, кто выбрал для себя интересную, но в то же время сложную профессию пилота гражданской авиации

Об авторе. Мирзаянов Фанис Мирзаянович родился в г. Камбарка 7 ноября 1951 года. Трудовую деятельность начал токарем на военной базе №136 после окончания 8 классов средней школы №2, служил в армии, затем - вечерняя средняя школа.  В 1975 году окончил Кременчугское вертолетное училище. После летал в Дальневосточном управлении гражданской авиации.  В 1981-1985 годы очно учился и окончил Академию гражданской авиации в городе Ленинграде. Получил направление на должность командира 249 летного отряда 2-го Хабаровского объединенного отряда. Пилот-наставник Дальневосточного учебно-тренировочного центра. Командир 2-го Хабаровского объединенного отряда.  1993 – 2001 годы, генеральный директор авиакомпании «Восток». Начальник отдела договоров и смет «Главагентства» г. Москва. Начальник вертолетного коммерческого комплекса авиакомпании «ЮТэйр», командир вертолетной группы миссии ООН в Либерии.  Работа в Индии генеральным директором «UT Project Pvt.Ltd». С 2009 года директор Ассоциации Вертолетной Индустрии. В настоящее время летает командиром вертолета МИ-8 и работает советником генерального директора авиакомпании «Полярные авиалинии» в Якутии. С 2012-го года принимает участие в работе рабочей группы по созданию Системы управления безопасностью полетов Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Мирзаянов Фанис Мирзаянович – пилот-инструктор, налет 7800 часов, имеет опыт полетов в дневных и ночных условиях на самолетах ЯК-40, вертолетах Ми-4, Ми-6, Ми-8 всех модификаций и Ми-26 во многих регионах России при выполнении транспортно-связных полетов, полетов в миссиях ООН в Восточном Тиморе  и Либерии, полетов на плавучие буровые установки в Бенгальском заливе и транспортных полетов в Гималаях в Индии по перевозке пассажиров и грузов внутри фюзеляжа и на внешней подвеске в целях выполнения различных видов авиационных работ, участвовал в гравиметрической съемке, строительстве олимпийских объектов в Сочи, трелевке леса в Малайзии. В 1990-х, в период освоения вертолетов Ми-8МТВ-1, пилот-наставник Дальневосточного УТЦ ГА с правом первоначального обучения летного состава.

Всю свою жизнь Фанис Мирзаянович отдал любимой работе в авиации. С детства мечтал летать и «Приблизить небо к людям».

Недавно вышло в свет его первое научное издание «Основы безопасности полетов», 2019 год, 366 страниц, тираж 400 шт. Готовится также издание на английском языке.

В ней сформулирована идея, что безопасный полет – это полет без опасностей. Автор утверждает, что в безопасном полете все опасности контролируются или отсутствуют полностью и представляет технологию, каким образом это достичь.

Рецензенты учебного пособия известные в авиации люди. Ж.К. Шишкин, пилот-инструктор, пилот самолетов Ли-2, Ил-14, Ил-18, Ил-76, Ил-86, Ан-12, налет 20000 часов, начальник управления летной службы Министерства гражданской авиации СССР и руководитель Управления Госавианадзора при Совмине СССР, редактор и автор учебников по подготовке летного состава. А.В. Чунтул, авиационный врач-психофизиолог, доктор медицинских наук, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники. Советник АО «Вертолеты России» по эргономике вертолетов и техническим средствам подготовки авиационного персонала.

Книга получила положительные рецензии от таких Заслуженных пилотов СССР и России, как руководитель «Фонда безопасности» О.М. Смирнов, Летный директор «Аэрофлота» С. Г. Тульский, Героя СССР Г.Р. Карапетяна, ведущих специалистов авиационной медицины и психологии, инструкторского состава «Аэрофлота», «России» и других ведущих авиакомпаний. Написана она для пилотов, летного и инструкторского состава, преподавателей и курсантов летных училищ и специалистов по безопасности полетов, всех тех, кто искренен и честен в своем желании летать.

                                                                                       Роман Вайгач 



Бугров Николай Андреевич

Профессиональный актер. Руководил театральным кружком в Камбарке при Народном доме в 1920-е годы. Несмотря на пожилой возраст, он много времени уделял театральной работе: терпеливо и тщательно готовил спектакли, учил людей театральному искусству и сам участвовал в спектаклях.


   


КОРОТКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - родился 1 марта 1908 года в селе Ведрец Камбарского района (Удмуртская Республика) в крестьянской семье,  образование средне-техническое, член КПСС с 1944 года.

Трудовую деятельность начал в 1930 году на одной из главных строек страны - строительстве Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Там он трудился до 1937 года сначала десятником, затем  мастером, прорабом, начальником участка.  С 1937года работал в г. Ижевске, занимая различные руководящие должности в строительных организациях города: прораб, старший прораб, главный инженер, начальник СУ-13, СУ-10. Во время Великой Отечественной войны  Н.А.Коротков руководил строительством и реконструкцией оборонных предприятий, за что был награжден двумя  орденами Красной Звезды  (1944 и 1945г.г.)

После войны 20 с лишним лет работал начальником строительного управления. Под его руководством строительные организации возвели в г.Ижевске около 1 миллиона квадратных метров жилья, участвовал в реконструкции Ижевского металлургического завода, строительстве Ижевского автозавода, первенца отечественного бумагоделательного машиностроения завода «Ижтяжбуммаж», домостроительного комбината, комбината производственных предприятий, базы промышленной вентиляции и других крупномасштабных объектов. Объекты, возводимые под руководством Н.А.Короткова, как правило, сдавались в срок или досрочно, с высоким качеством.

Большое внимание Н.А.Коротков уделял внедрению механизации строи-тельных работ. В 1959-1965 годы объем строительно-монтажных работ воз-главляемого им строительного управления вырос в два раза, производитель-ность труда на 40%, от  снижения себестоимости было получено 420 тысяч рублей экономии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по капитальному строительству, Короткову Николаю Александровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».     В 1964году ему было присвоено звание «Заслуженный строитель Удмуртской АССР», в 1968 году - «Заслуженный строитель РСФСР». Награжден орденом «Знак Почета», тремя почетными грамотами Президиума Верховного Совета УАССР.

Н.А.Коротков принимал активное участие в общественной жизни – избирался членом партийного бюро строительного управления, депутатом Индуст-риального районного Совета депутатов г. Ижевска.

Скончался  Коротков Н.А. 31 июля 1971 года.

Именем Н.А.Короткова названа улица в микрорайоне автозавода (Устиновский район г. Ижевска).

Председатель отделения историков-архивистов Камбарского района Мирзаянов Р.М.



Ванда Фаустиновна Косинская – учитель физики, художник-любитель. Всю свою жизнь посвятила воспитанию подрастающего поколения, работала в школах Камбарки учителем физики, награждена орденом Ленина.

Увлечением Ванды Фаустиновны было рисование. Работы Ванды Фаустиновны говорят о красоте родного края. Они написаны на простых альбомных листах, не претендующих на публичный показ. Работала Ванда Фаустовна в технике акварель и графика.

После выхода на пенсию Ванда Фаустиновна принимала активное участие в работе Камбарского музея, она пожертвовала в дар музею фотографии, посвященные теме образования, на общественных началах проводила экскурсии для посетителей.