Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
427950, Удмуртская Республика, г. Камбарка, ул. Советская, 18
Наш адрес
+7 (34153) 3-07-24
Приемная

ПРОКУРАТУРА КАМБАРСКОГО РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ

1. 21.11.2016. Правовые аспекты благотворительной деятельности в сфере образования

Статья 43 Конституции Российской Федерации, пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со статьями 1 и 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 №135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Кроме этого статьей 582 Гражданского кодекса РФ определено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, никто не может быть понужден, в том числе законные представители обучающихся, к заключению договоров пожертвования либо к выполнению каких-либо работ. Данное решение должно быть принято добровольно и именно по его инициативе. При этом, законом определено, что добровольным пожертвованием могут быть любые вещи, а не только денежные средства.

2. С 27.07.2016 начал действовать Порядок бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими восемнадцати лет, а также обучающимися по основным профессиональным образовательным программам, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2015 №3119

Указанным Порядком определено, что лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев (независимо от форм собственности) один раз в месяц, а лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц.

Дни бесплатного посещения устанавливаются локальными актами музеев, о чем посетители должны быть проинформированы посредством размещения сведений на официальных сайтах музеев в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, а также специально оборудованных информационных стендах, размещаемых в доступных местах.

3. Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот, оказывающую социальные услуги

Порядок размещения в учреждениях социального обслуживания ряда категорий несовершеннолетних и перечень документов, являющихся обязательным для их принятия определены ст. 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Дети-сироты помещаются в организации для детей-сирот, оказывающие социальные услуги, под надзор на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей. Пребывание детей-сирот со дня выявления детей до принятия акта, указанного выше, обеспечивается в организациях для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.

Законный представитель ребенка обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

Предоставление социальных услуг в стационарной форме осуществляется на основании заявления, индивидуальной программы предоставления социальных услуг, договора о предоставлении социальных услуг (приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 935н «Примерный порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания».

Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, временно помещаются в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

Для временного помещения детей в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.

В случае если организация для детей-сирот, в которую временно помещается ребенок, относится к типу учреждений, оказывающих социальные услуги, законный представитель ребенка в том числе обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора, заключаемого с родителями, иными законными представителями, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Минтруда России от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг».

При этом органами власти в порядке межведомственного взаимодействия таким родителям должно оказываться содействие в подаче необходимых заявлений и заключении указанных соглашения и договора, а также предусматриваться возможность организации преимущественно пятидневного или дневного пребывания детей, имеющих законных представителей (родителей, опекунов), в организациях для детей-сирот, в том числе путем изменения государственных заданий для таких организаций.

Дети могут временно пребывать в организации, оказывающей социальные услуги, в целях получения ими медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.

В случае помещения детей в организацию, оказывающую социальные услуги, в целях получения ими социальных услуг, законный представитель ребенка обращается с заявлением о предоставлении социального обслуживания в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

4. Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Областным законом от 06.06.2007 № 54-ОЗ "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области".

Правом на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты, которые:

- не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственниками жилых помещений,

- являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилые помещения должны быть предоставлены указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Допускается предоставление жилого помещения после окончания срока пребывания в образовательных организациях и иных учреждениях, создаваемых для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, но только при наличии письменного заявления граждан об этом.

С целью реализации права на обеспечение жилым помещением формируется список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилые помещения предоставляются гражданам по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, с ними должен быть заключен договор социального найма данного жилого помещения. В противном случае, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор наделен правом по обращению в суд с иском в защиту жилищных прав детей-сирот при наличии соответствующего заявления.

5. Право детей совершать сделки

Гражданский Кодекс РФ устанавливает, что определенные сделки малолетние могут самостоятельно совершать не с момента рождения, а по достижении 6 лет. Следовательно, до достижения 6 лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий, т.е. признаются полностью недееспособными.

Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет выражается, во-первых, в том, что они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки должны соответствовать возрасту ребенка (например, покупка хлеба, мороженого, тетрадей и т.п.) и предусматривать уплату незначительных сумм или передачу предметов, имеющих небольшую ценность.

Во-вторых, дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации. В данном случае имеются в виду в первую очередь сделки дарения, в соответствии с которыми малолетний получает какую-то ценность (вещь, деньги) в дар, т.е. получает «безвозмездную выгоду». В законе прямо не указывается на предельную ценность подарка, передаваемого малолетнему, но по смыслу закона она не должна превышать разумную стоимость с учетом возраста одаряемого.

В-третьих, малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными ребенку с согласия законного представителя каким-либо третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. «Свободное распоряжение» малолетнего будет, как правило, осуществляться с одобрения родителей, усыновителей, опекуна. Воля малолетнего формируется под влиянием и при одобрении его действий родителями, усыновителями, опекуном.

Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет более широк. Так, с согласия родителей (усыновителей, попечителя) они вправе совершать разнообразные сделки (продать или купить имущество, принять или сделать подарок, заключить договор займа и т.п.), совершать иные юридические действия и даже заниматься предпринимательской деятельностью. Волю в такого рода сделках и иных действиях выражает сам несовершеннолетний. Согласие родителей, усыновителей или попечителя при этом должно быть выражено в письменной форме. Несоблюдение этого требования является основанием для признания сделки, совершенной несовершеннолетним, недействительной. Однако, допускается последующее письменное одобрение сделки указанными выше лицами (родителями, усыновителями, попечителем).

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, т.е. независимо от согласия родителей (усыновителей, попечителя), распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Указанное право - наиболее существенное из входящих в объем частичной дееспособности лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Поскольку несовершеннолетние согласно трудовому законодательству вправе вступать при определенных условиях в трудовые правоотношения, они должны иметь возможность распоряжаться вознаграждением, полученным за труд. То же самое касается стипендии и иных доходов (например, доходов от предпринимательской деятельности, гонораров за использование произведений и т.п.).

Несовершеннолетний вправе самостоятельно сделать вклад, в полной мере распоряжаться им, если он лично внес деньги на свое имя. Если же вклад внесен другим лицом на имя несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, или перешел к нему по наследству, то он вправе распоряжаться им только с письменного согласия родителей (усыновителей, попечителя).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако, если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред в соответствующей части должен быть возмещен его родителями (усыновителями, попечителем).

6. О предельном возрасте для посещения детского сада

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений ( п.6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014).

Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Одним из оснований отчисления обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, является получение образования (завершение обучения).

В соответствии с п.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 образовательная организация может разрабатывать и реализовывать в группах различные образовательные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных лет.

В соответствии с ч.1 ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными.

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. 
По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (часть 1 статьи 67 Федерального закона).

В силу п.1 ч.2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми.

Таким образом, даже в случае если образовательная программа дошкольного образования уже реализована, ребенок, в соответствие с законодательством об образовании вправе получать услуги по присмотру и уходу до момента зачисления в школу.

К этим же случаям относится право ребенка на посещение дошкольной образовательной организации в летний период до начала обучения в общеобразовательной организации.

7. Оказание платных образовательных услуг

Право предоставления платных образовательных услуг образовательным организациям предоставлено ст.101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Информацию о порядке, перечне, видах и условиях оказания платных услуг заинтересованное лицо может получить на сайте учреждения либо на информационном стенде в самой образовательной организации.

Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, предусмотрено обязательное заключение образовательной организацией письменного договора с заказчиком (родителем, законным представителем учащегося).

Договор об оказании платных услуг должен включать права, обязанности и ответственность сторон, полную стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты, вид, уровень и (или) направленность образовательной программы,сроки ее освоения, а также вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Платные образовательные услуги не могут оказываться взамен основной образовательной деятельности учреждения.

Правилами предусмотрена ответственность сторон при оказании платных образовательных услуг.

Родитель или иной законный представитель ребенка при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), вправе потребовать их безвозмездного оказания, соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг либо расторжения договора.

Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе образовательной организации в случае применения к обучающемуся отчисления как меры дисциплинарного взыскания, невыполнения им обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы, просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

За нарушение установленных законодательством требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в нарушении правил оказания платных образовательных услуг законодателем предусмотрена административная ответственность.

8. Расширен перечень составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет

Федеральным законом от 06.07.2016 № 375-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, расширен перечень составов преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет.

К преступлениям, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет, отнесены, в том числе: прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3), участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4), участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5), несообщение о преступлении (статья 205.6), участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211), участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212), и некоторые другие.

Введена уголовная ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ (при этом лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником);

Установлена уголовная ответственность за совершение за пределами РФ акта международного терроризма против граждан РФ или Российской Федерации.

Взаимосвязанные поправки внесены также в УПК РФ и в Федеральный закон от 27.07.2006 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».

Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» вступил в силу с 20 июля 2016 года.

9. С 1 января 2017 года запретят перевозку детей автобусами, с года выпуска которых прошло более 10 лет

1 января 2017 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 года № 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами».

Так, с 1 января 2017 года для осуществления организованной перевозки группы детей может использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Таким образом, в 2017 году перевозка детей на автобусах, с года выпуска которых прошло более 10 лет, будет запрещена.

10. Право ребенка на общение с родственниками

С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное частью 1 статьи 55 Семейного кодекса РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.

Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в Семейном кодексе РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, непосредственно указанных в данной статье, но и родственников более отдаленных степеней родства. Под родственниками понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя) и т.д.

В конкретных жизненных ситуациях вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с местными и национальными традициями. Определяющим условием здесь может быть только соблюдение интересов ребенка, целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками. Что касается форм общения, то они могут быть самыми разнообразными: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и т.п., и зависят от возраста ребенка, места жительства ребенка и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других конкретных обстоятельств.

В Семейном кодексе РФ особо подчеркивается, что право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях: расторжения брака родителей, признания брака родителей недействительным, раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах (что соответствует существующим по этому вопросу международно-правовым нормам). Ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обстоятельств, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее (ст. 10 Конвенции о правах ребенка).

Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с родителями, Семейный кодекс предусматривает в строго установленных случаях: в судебном порядке - при лишении или ограничении родительских прав, а также в административном порядке - если ребенка отбирают у родителей органы опеки и попечительства из-за непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Семейного кодекса РФ ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом. Это право прямо согласуется с нормами международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).

Главным требованием здесь является соблюдение установленного законом порядка и условий такого общения между родителями и детьми.

11. Взимание платы за детский сад за период отсутствия ребенка по причине болезни незаконно

В последнее время по причине сезонного обострения простудных заболеваний участились случаи пропуска детьми занятий в дошкольных образовательных организациях. При этом, как показывает практика, учреждения системы образования продолжают начислять и взимать плату за обучение и содержание, в том числе в период отсутствия дошкольников.

В связи с этим прокуратура области разъясняет родителям и законным представителям, что такие действия являются незаконными.

В соответствии со ст. 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за присмотр и уход за ребенком учредитель организации устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей). В определенных случаях он вправе снизить ее размер или не взимать денежные средства.

К примеру, на территории г. Оренбурга действует постановление администрации г. Оренбурга от 27.09.2013 № 2561-п, которое определяет размер родительской платы и порядок ее взимания. В постановлении указывается, что при непосещении ребенком дошкольной организации родительская плата за присмотр и уход за ребенком взимается только за фактическое количество дней, в течение которых осуществлялся присмотр и уход за ребенком. Излишне перечисленные суммы родительской платы засчитываются в счет будущих платежей.

Однако отдельные дошкольные организации отказываются производить перерасчет при непосещении детьми этих учреждений, ссылаясь, например, на необходимость оплаты коммунальных платежей.

Подобная практика противоречит закону, поскольку родительская плата взимается именно за присмотр и уход за ребенком. Прочие затраты не могут быть возложены на родителей, так же как и оплата непредоставленных услуг.

О нарушениях прав граждан в сфере оплаты услуг дошкольных организаций необходимо обращаться в прокуратуру по месту жительства.

12. Изменены основания и порядок привлечения к ответственности за неуплату алиментов

С 15 июля 2016 года изменены основания для привлечения к административной и уголовной ответственности за неуплату алиментов.

Ранее статья 157 Уголовного кодекса РФ предусматривала наступление уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей.

Внесенные в федеральное законодательство изменения ввели уголовную ответственность за неоднократную неуплату указанных средств. Законодатель предусмотрел, что привлечению к уголовной ответственности подлежат лица, ранее привлеченные к административной ответственности за аналогичные действия.

В связи с этим в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена статья 5.35.1, в соответствии с которой административной ответственности подлежат родители или трудоспособные дети, являющиеся должниками по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов либо по нотариально удостоверенным соглашениям об уплате алиментов, не уплачивающие без уважительных причин средства на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста и нетрудоспособных родителей.

13. Родительские права и обязанности

В силу статьи 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Согласно статье 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Статьей 5.35 КоАП РФ установлена ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, вправе органы внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних.

Кроме того, родители могут быть ограничены или лишены родительских прав по основаниям, установленным статьями 69, 73 Семейного кодекса РФ.

Так, согласно статье 73 Семейного кодекса РФ суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, в случае, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций.

Для обращения в суд по вопросу ограничения или лишения родительских прав необходимо оформить исковое заявление, с приложением документов, в соответствии со статьями 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

14. Административная ответственность за производство, хранение или распространение экстремистских материалов

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций является экстремистской деятельностью.

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Статья 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Указанные действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения.

15. Внесены изменения в законодательство о государственных гражданских и муниципальных служащих

Федеральным законом от 30.06.2016 № 224-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон №79-ФЗ) дополнен статьей 20.2, согласно которой для граждан, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы или муниципальной службы, а также государственных гражданских и муниципальных служащих, ведена обязанность представлять сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых эти лица размещали в течение последних 3 лет общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Аналогичные требования регламентированы и для муниципальных служащих, указанные изменения изложены в статье 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон №25-ФЗ)
Такие сведения будут предоставляться гражданами при поступлении на службу и ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным. Сведения представляются по форме, установленной Правительством РФ, однако в настоящее время соответствующая форма не утверждена.
Данная обязанность не распространяется на служащих в случае размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей.

Кроме того, изменениями внесенными в статью 12 Закона № 79-ФЗ и статью 2 Закона № 25 -ФЗ ужесточены требования к уровню образования и квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих. Теперь для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп необходимо будет наличие высшего образования не ниже уровня специалиста либо магистратуры.

Требование не применяется в отношении служащих, назначенных на должности до дня вступления в силу данного закона, в отношении замещаемых ими должностей, а также на лиц, получивших высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года.

Также, теперь представитель нанимателя вправе устанавливать дополнительные требования по специальной подготовке для замещения должности гражданской и муниципальной службы.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности служащего его должностным регламентом (должностной инструкцией).

Внесенные изменения вступили в законную силу с 01.07.2016.

16. Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и плату за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Наиболее часто встречающимся нарушением бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

За нецелевое расходование бюджетных средств в крупном (свыше 1,5 млн. рублей) или особо крупном размере (свыше 7,5 млн. руб.) предусмотрена уголовная ответственность (ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ).

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 285.1 УК РФ).

Если же это деяние совершено в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ), наказание предусмотрено уже в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

17. Уголовная ответственность за мелкое взяточничество

С 15 июля 2016 года в Уголовный кодекс РФ введена новая статья 291.2 «Мелкое взяточничество».

С указанной даты уголовно наказуемыми признаются получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

За мелкое взяточничество предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года.

Если мелкое взяточничество совершено лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, то наказание в таких случаях предусмотрено уже в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительных работ на срок до трех лет, либо ограничения свободы на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет.

Следует иметь ввиду, что лицо, совершившее дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

18. Законодателем установлена уголовная ответственность за мелкий коммерческий подкуп, а также за посредничество в коммерческом подкупе

Статьей 204 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» статья 204 УК РФ изложена в новой редакции.

Так, расширено понятие коммерческого подкупа, под которым понимается незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе, когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).

Ранее коммерческим подкупом признавалась незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Также введено понятие совершение коммерческого подкупа в значительном, крупном и особо крупном размерах. Значительным размером коммерческого подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тысяч рублей, крупным размером - превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным размером - превышающие 1 миллион рублей.

Установлена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, то есть непосредственную передачу предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа (ст. 204.1 УК РФ).

В связи с внесенными изменениями в уголовное законодательство лицо также может быть привлечено к уголовной ответственности и за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе (ч. 4 ст. 204.1 УК РФ).

За посредничество в коммерческом подкупе предусмотрено несколько видов уголовного наказания: штраф, ограничение свободы, исправительные работы, лишение свободы на определенный срок. Размер штрафа может составить до полутора миллиона рублей, срок лишения свободы до 7 лет.

Кроме этого, ведена уголовная ответственность за мелкий коммерческий подкуп – подкуп на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей (ст. 204.2 УК РФ). За указанное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 150 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательных работ на срок до 200 часов, либо исправительных работ или ограничения свободы сроком до 1 года.

Более строгое наказание за мелкий коммерческий подкуп установлен для лиц, имеющих судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 204, 204.1 УК РФ. Так, штраф для таких лиц составит до 500 тысяч рублей, ограничение свободы на срок до 2 лет, лишение свободы до 1 года.

Изменения вступили в силу 15.07.2016.

19. 23.11.2016. Пленум Верховного Суда РФ внес поправки в разъяснения судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской и террористической направленности

В связи с изменением законодательства, а также имеющимися в судебной практике вопросами Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 03.11.2016 № 41 внесены изменения в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 года № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности".

Как указано выше, поправки внесены в связи с введением законодателем уголовной ответственности за отдельные преступления террористической и экстремистской направленности (в том числе за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3 УК РФ), организацию террористического сообщества и участие в нем (статья 205.4 УК РФ), организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (статья 205.5 УК РФ), совершение и финансирование акта международного терроризма (статья 361 УК РФ), финансирование экстремистской деятельности (статья 282.3 УК РФ) и за некоторые другие деяния).

В постановлении дана разъяснения, в том числе:

цели дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений являются обязательным признаком террористического акта (статья 205 УК РФ);

при решении вопроса о направленности умысла виновного лица на дестабилизацию деятельности органов власти или международных организаций следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, время, место, способ, обстановку, орудия и средства совершения преступления, характер и размер наступивших или предполагаемых последствий, а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного;

уголовная ответственность за пособничество в совершении террористического акта, захвата заложника или организации незаконного вооруженного формирования, осуществленное участником организованной группы, совершившей такие преступления, наступает по соответствующей статье Особенной части УК РФ и не требует квалификации по части 3 статьи 205.1 УК РФ;

при совершении публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма, к осуществлению экстремистской деятельности путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи или с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", преступление следует считать оконченным с момента размещения обращений в указанных сетях общего пользования (например, на сайтах, форумах или в блогах), отправления сообщений другим лицам;

при решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней;

склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в части 1 статьи 205.1 УК РФ, следует считать оконченным преступлением с момента совершения указанных действий, независимо от того, совершило ли вовлекаемое лицо соответствующее преступление террористической направленности; и др.

20. Уголовная ответственность за совершение названного преступления предусмотрена ст. 205.2 Уголовного кодекса РФ

Под публичными призывами к осуществлению террористической деятельности понимается обращение в любой форме, как правило, к неопределенному кругу лиц с предложением участвовать в любой разновидности террористической деятельности, например, в финансировании и реализации террористического акта; организации незаконного вооруженного формирования, преступной организации, организованной группы для реализации террористического акта, а равно участии в такой структуре; информационном или ином пособничестве в планировании, подготовке или реализации террористического акта.

Публичные призывы к террористической деятельности могут быть осуществлены в устном выступлении на собрании, митинге; в тексте листовок, содержании плакатов и других формах.

Публичное оправдание терроризма представляет собой публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Под идеологией и практикой терроризма понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных, насильственных действий.

Вопрос о публичности призывов к осуществлению террористической деятельности или оправдания терроризма разрешается судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела.

Преступление считается оконченным с момента осуществления призыва или доведения публичного заявления до сведения третьих лиц.

Если призывы содержатся в листовках или плакатах, преступление будет считаться оконченным с момента распространения хотя бы одного экземпляра в общественном месте. При этом для состава преступления не имеет значения, удалось ли виновному сформировать намерение возбудить хотя бы у одного лица желание осуществлять террористическую деятельность или возникла ли у такого лица убежденность в правоте террористической деятельности.

Публичное оправдание терроризма образует состав оконченного преступления с момента публичного выступления лица, в котором оно заявляет о признании идеологии и практики терроризма заслуживающими поддержки и подражания.

Расследование уголовных дел о фактах публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма отнесено к компетенции следователей Следственного Комитета РФ.

21. Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена ст. 230 Уголовного кодекса РФ

Под склонением к потреблению названных веществ понимаются любые активные умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания к их потреблению, в т.ч. уговоры, предложения, советы, обман, физическое или психическое насилие, ограничение свободы и иные действия.

Склонение не обязательно должно быть связано с многократными действиями, оно может совершаться и путем однократного предложения к потреблению, предполагающему прием веществ вовнутрь в виде таблеток и порошка, путем инъекций, вдыхания через нос, курения, жевания.

Не рассматривается как склонение к потреблению рассказ о якобы полезности потребления и иные аналогичные действия без высказывания предложения другим лицам употребить эти вещества.

Уголовная ответственность за совершение данного преступления наступает с 16-летнего возраста.

Общественная опасность преступления заключается в том, что склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ расширяет среду людей, зависимых от наркотических средств или психотропных веществ.

Уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в отношении 2-х или более лиц; с применением насилия или с угрозой его применения в отношении лица, склоняемого к потреблению, и его близких родственников; в отношении несовершеннолетнего либо когда эти действия повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия предусмотрена только в виде лишения свободы (максимально 15 лет).

Действие ст. 230 УК РФ не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и органами внутренних дел.

22. Ответственность за хищение автомобильных госномеров

Хищение автомобильных номеров с целью дальнейшего получения выкупа от автовладельцев в последнее время приобрело широкое распространение. Как правило, номерные знаки похищаются в ночное время с автомобилей, припаркованных на неохраняемых стоянках. При этом предпочтение отдается номерам, имеющим определенное сочетание букв и цифр, так называемых «красивых номеров».

Статьей 325.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства, совершенное из корыстной заинтересованности либо в целях совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, а также за те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. Максимальное наказание по данной статье составляет 4 года лишения свободы.

Многие ошибочно полагают, что обращаться в полицию в таких случаях не нужно. Однако не надо исключать возможность установки госномеров на другой автомобиль и поступления в адрес собственника штрафов, основанных на фиксации нарушений Правил дорожного движения камерами видеонаблюдения.

Чаще всего злоумышленников привлекают номера, которые проще снять.

Чтобы обезопасить себя от кражи номерных знаков с автомобиля можно усилить их крепление на автомобиле, используя для фиксации различные саморезы и клей, а также обеспечить крепление на прочной (лучше металлической) рамке автомобиля с помощью специальных болтов.

Еще более надежным способом обеспечения сохранности является использование охраняемых стоянок.

Если Вы стали жертвой или очевидцем данного преступления, необходимо незамедлительно обратиться в полицию с заявлением, что даст возможность задержать злоумышленника «по горячим следам» и оперативно раскрыть преступление.

23. Требования, предъявляемые к заявлению о возбуждении уголовного дела частного обвинения

Закон устанавливает, что в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке. Уголовные дела о преступлениях, относящихся к частному обвинению, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя( умышленное причинение легкого вреда здоровью; побои; клевета без отягчающих обстоятельств; оскорбление).

Производство по делам частного обвинения осуществляется мировым судом при непосредственной подаче заявления названными лицами, либо когда заявление подано в суд следственными органами или органами дознания с согласия прокурора при отсутствии заявления потерпевшего, что возможно если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Дела частного обвинения возбуждаются мировым судьей только при условии очевидности совершенного преступления.

Заявление в суд должно содержать:

- наименование суда, в который оно подается;

- описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;

- просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;

- данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;

- данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

- список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;

- подпись заявителя.

К заявлению прилагаются его копии в количестве, равном числу лиц, в отношении которых ставится вопрос о возбуждении уголовного дела.

В тех случаях, когда потерпевшим от преступления, преследуемого в порядке частного обвинения, является несовершеннолетний или лицо, которое по своему физическому или психическому состоянию лишено возможности самостоятельно защищать свои права и интересы, заявление о возбуждении уголовного преследования подается его законным представителем.

При несоответствии заявления требованиям, установленным законом, мировой судья выносит постановление о возврате с перечислением сведений, которыми должно быть дополнено заявление и срока устранения недостатков.

Если в установленный срок недостатки не будут устранены, в принятии заявления к рассмотрению будет отказано.

В том случае, когда деяние, по поводу которого подано заявление, содержит признаки преступления, но отсутствуют данные о лице, его совершившем, и заявитель ими не располагает, решение о возбуждении дела закон относит к компетенции органов предварительного расследования.

В таких случаях мировой судья, отказав в принятии заявления к своему производству, обязан направить его в зависимости от подследственности либо руководителю следственного органа, либо начальнику органа дознания, уведомив об этом заявителя.

Если препятствий к началу производства по делу частного обвинения не имеется, судья выносит постановление о принятии заявления к своему производству.

Лицо, подавшее заявление, предупреждается об уголовной ответственности за ложный донос, а также ему разъясняется право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление. С этого момента заявитель приобретает процессуальный статус частного обвинителя.

24. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается за совершение преступления судом как в качестве основного, так и дополнительного наказания

По своему содержанию его суть выражается в ограничении трудовых прав осужденных.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Вместе с тем данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому при назначении данного вида наказания указывается не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий).

Запрет не распространяется на занятие должностей в общественных, коммерческих и иных негосударственных организациях.

Лишение права заниматься определенной деятельностью распространяется как на профессиональную (вне зависимости от того, где трудится виновный - в государственном или негосударственном секторе), так и иную деятельность гражданина. Этот вид наказания состоит в запрете на занятие профессиональной или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью (например, педагогической, врачебной деятельностью, управлением транспортом, охотой).

То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данное наказание. Предусмотренные ст. 47 УК РФ виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного вида наказания на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного - на срок от шести месяцев до трех лет. В определённых случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров, указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. А в качестве дополнительного наказания - оно может назначаться даже в тех случаях, когда оно не предусмотрено в санкциях Особенной части Уголовного кодекса РФ в качестве наказания за соответствующее преступление.