Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях теперь не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта РФ для каждого муниципального образования
Федеральным законом от 29.06.2015 № 198-ФЗ внесены изменения в статьи 29 и 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Принятые поправки ограничивают право учредителя организации дошкольного образования устанавливать завышенную родительскую плату за присмотр и уход за детьми.
Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.
Кроме того, документ о размере платы за детсад должен быть открытым и общедоступным.
Минобрнауки РФ регламентировал сроки выполнения домашних заданий школьниками
Приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года № 734, зарегистрированным в Минюсте России 13 августа 2015 года, внесены изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Согласно изменениям при реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы необходимо учитывать, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа.
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) образовательной программы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день.
В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Закон об общих принципах организации местного самоуправления
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 25 сентября 2015 года и одобрен Советом Федерации 30 сентября 2015 года.
Федеральным законом предусматривается, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
Кроме того, Федеральным законом на органы государственного контроля (надзора) возлагается обязанность учитывать при установлении сроков для устранения выявленных нарушений необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
Новеллы в законодательстве о противодействии коррупции
Федеральным законом от 03.11.2015 №303-ФЗ в законодательные акты Российской Федерации внесены изменения в части, касающейся противодействия коррупции.
В частности, Федеральным законом предусматривается:
распространение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, на глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований. В частности, запрет на иностранные счета помимо глав городских округов и муниципальных районов теперь касается и глав местных администраций, депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и депутатов, замещающих должности в указанных представительных органах. При этом будет действовать переходный период для выполнения лицами, замещающими муниципальные должности, такого запрета - им необходимо закрыть свои иностранные счета и уведомить об отказе в доверительном управлении их имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты, в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона. Неисполнение такой обязанности повлечет досрочное прекращение полномочий указанных лиц;
установление возможности осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности на непостоянной основе, их доходам;
ответственность в виде досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации за непредставление или несвоевременное представление ими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласие родителей временно передать ребенка под опеку не лишает их права лично воспитывать его и забрать у опекуна
В связи с поступающими обращениями о нарушении прав опекунов на воспитание детей прокуратура области разъясняет, что при добровольной передаче детей под опеку родственников и других лиц, родители, не лишенные родительских прав, не утрачивают право и обязанность воспитывать и содержать своих детей.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» родители могут подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении их ребенку опекуна на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. При этом в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна должен быть указан срок действия полномочий опекуна.
Если причины, послужившие основанием для передачи ребенка под опеку, отпали, родители вправе забрать ребенка и лично осуществлять его воспитание. В данной ситуации орган опеки и попечительства освобождает опекуна от исполнения соответствующих обязанностей. Действия родителей, забравших ребенка вопреки желанию опекуна не могут расцениваться как самоуправство и похищение ребенка. При наличии спора о воспитании детей он рассматривается органами опеки и попечительства и судом.
Согласно ст. ст. 54, 55 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) неотъемлемым правом ребенка является право на воспитание своими родителями и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
В соответствии со ст. ст. 61, 63, 80 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать и содержать своих несовершеннолетних детей, при этом они имеют преимущественное право на их воспитание перед всеми другими лицами. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, которые несут ответственность за их воспитание и развитие.
В силу ст. ст. 64, 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, обеспечение их интересов должно быть предметом основной заботы родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. На основании ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, и в 7-дневный срок предъявить в суд иск о лишении (ограничении) родительских прав.
Вместе с тем согласно ст. 68 СК РФ родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
Таким образом, при наличии спора о воспитании ребенка заинтересованным лицам следует обращаться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка и в суд.
О недопущении незаконных сборов денежных средств
Минобрнауки России в Письме от 09.09.2015 напоминает о незаконности установления и взимания платы за образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
Органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.
Общеобразовательные учреждения обязаны получать в установленном порядке согласие учащихся на обработку их персональных данных
Как отмечает Минобрнауки России в Письме от 25.02.2015, это необходимо в том числе для внесения информации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.
В случае непредставления согласия на обработку персональных данных образовательным учреждением у обучающегося может возникнуть риск неполучения части образовательных услуг, например, неполучения документа об образовании, так как для заполнения обязательных полей указанных документов требуются персональные данные.
Также сообщается о недопустимости требовать в качестве основания для приема детей в образовательное учреждение документы, не перечисленные в пункте 12 Приказа Минобрнауки России от 15.02.2012 N 107, в том числе номер СНИЛС.
К 2025 году во всех общеобразовательных организациях предусматривается введение односменного режима обучения для всех классов
Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2015 № 2145-р утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 - 2025 годы, целью которой является создание в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.
Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа.
На I этапе - 2016 - 2020 годы - предполагается к 2018 году ликвидировать третью смену, к 2021 году перевести 1 - 4 классы и 10 - 11 (12) классы на обучение в одну смену и удержать существующий односменный режим обучения, а также начать создание новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.
На II этапе - 2021 - 2025 годы - к 2025 году планируется перевести 100 процентов обучающихся из зданий школ с износом 50 процентов и выше в новые школы и обеспечить обучение в одну смену обучающихся 5 - 9 классов, удерживая существующий односменный режим обучения.
Реализация Программы приведет к тому, что все обучающиеся станут обучаться в одну смену, 100 процентов обучающихся из зданий школ с износом 50 процентов и выше перейдут в новые школы.
Финансовое обеспечение Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) и привлечения внебюджетных источников.
О наличии у физлиц задолженности по уплате имущественных налогов будут информировать работодателей
ФНС России разработан план мероприятий по взысканию заложенности по имущественным налогам (земельного, транспортного и налога на имущество) с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Так, в частности, налоговым органам предписано:
в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей не позднее 5-ти рабочих дней после наступления срока уплаты, указанного в "едином" налоговом уведомлении, формировать документ о выявлении недоимки у налогоплательщика;
направлять физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в установленные сроки в зависимости от размера недоимки (если, например, недоимка превышает 3 тыс. рублей - не позднее 10-ти календарных дней со дня выявления недоимки);
на постоянной основе осуществлять анализ данных информационного ресурса местного уровня "Расчеты с бюджетом" о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также пеням и штрафам с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов.
Также прописано, что после истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей налоговый орган информирует работодателя о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ (форма направления списка сотрудников приведена в приложении к данному письму).
Выявлением детей, проявивших выдающиеся способности, их сопровождением и мониторингом их дальнейшего развития будут заниматься государственные органы всех уровней, а также общественные и иные организации
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.11.215 № 1239 выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных или творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Минобрнауки России до 1 июня текущего года утверждает перечень мероприятий на очередной учебный год, формируемый на основании данных, представленных заинтересованными федеральными государственными органами в установленной сфере деятельности, и публикует его на своем сайте в течение 10 дней со дня его утверждения. Среди критериев, которым должны соответствовать такие мероприятия:
- наличие утвержденного организатором мероприятия положения (регламента) о мероприятии;
- проведение мероприятия в течение не менее 2 предшествующих лет;
- наличие у организатора мероприятия официального сайта, на котором в том числе размещена информация о мероприятии;
- освещение проведения мероприятия, в том числе итогов его проведения, в СМИ и Интернете.
По итогам мероприятий организаторы направляют до 20 июля текущего года информацию об одаренных детях, являющихся их победителями и призерами, в организацию, определенную в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, которая формирует обобщенные сведения об одаренных детях и до 1 августа размещает их в государственном информационном ресурсе об одаренных детях. Такая информация также направляется руководителям образовательных организаций, в которых одаренные дети получают образование, для формирования их портфолио и организации дальнейшей поддержки и сопровождения этих одаренных детей.
Поддержка и сопровождение развития одаренных детей осуществляется организаторами мероприятий при участии образовательных организаций, в частности, в следующих формах:
- обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
- профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
- содействие в трудоустройстве после окончания обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Ответственность управляющих компаний за содержание и благоустройство придомовых территорий
В письме Минстроя России от 24.09.2015 N 30846-ОД/04 разъяснены некоторые вопросы, связанные с ответственностью управляющих компаний за содержание и благоустройство придомовых территорий.
В частности, вынесение контролирующими органами управляющим организациям предписаний за неосуществление работ или некачественное осуществление работ по содержанию, благоустройству или уборке придомовой территории неправомерно в случае, если в обязанности управляющей организации в соответствии с договором на управление многоквартирным домом и решением общего собрания собственников многоквартирного дома не входит содержание и благоустройство придомовой территории.
Для осуществления и выполнения работ по содержанию придомовой территории и, соответственно, включения управляющей организацией в стоимость услуг по управлению многоквартирным домом стоимости содержания (уборки, благоустройства) придомовой территории земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен быть сформирован, а управляющей организации необходимо знать его размер (границы).
В Российской Федерации впервые установлены правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве
Эти правила утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.07.2015 № 439н и регламентируют обязанности работодателя по обеспечению охраны труда работников в организациях ЖКХ, а также определяют вредные и опасные производственные факторы в данной сфере.
Так, согласно Правилам к выполнению работ в сфере ЖКХ допускаются только лица, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. К выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда допускаются работники, прошедшие обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования).
Работники должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, должны предоставляться специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
Работодателям предписана обязанность оборудовать по установленным нормам санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время, а также создать санитарные посты с аптечками.
В каждой организации, эксплуатирующей водопроводно-канализационное хозяйство, необходимо иметь исполнительные чертежи сетей и сооружений водоснабжения и канализации с указанием технических данных и привязок сооружений (насосных станций, очистных сооружений).
Правилами регламентированы требования к зданиям, территориям, производственным помещениям, размещению оборудования и организации рабочих мест.
Установлены правила выполнения различных видов работ. К примеру, работники, занятые на уборке улиц, должны быть одеты в сигнальный жилет оранжевого цвета со световозвращающими элементами (полосами).
При уборке проезжей части участки работ должны быть огорожены дорожными знаками. При очистке крыш зданий от снега и льда необходимо оградить тротуар, выставить дежурного для предупреждения людей об опасности.
Указанные Правила вступили в силу 14 ноября 2015 года, и каждый работник вправе требовать от своего руководителя их исполнения.
Приняты меры по снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности
Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 306-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно изменениям правила проведения проверок малого бизнеса будут упрощены. Надзорные органы будут лишены права требовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей целый ряд документов.
В частности, устанавливается, что органы госконтроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок запрашивают и получают документы не от самого предпринимателя или юридического лица, а от других государственных органов, в распоряжении которых находятся эти документы. К примеру, уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ проверяющие должны получить в налоговых органах.
Закон, в частности, устанавливает следующее:
- запрещается требовать от проверяемого лица документы и (или) информацию, которые имеются в распоряжении проверяющих органов;
- допускается приостановление течения срока проведения проверки при необходимости получения документов посредством системы межведомственного информационного взаимодействия на срок, необходимый для его осуществления, но не более чем на десять рабочих дней;
- запрещается требовать у проверяемого лица информацию, которая находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах;
- орган государственного (муниципального) контроля (надзора) обязан знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с документами и (или) информацией, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Реализация указанных норм закона построена на внедрении и отладке безупречного функционирования системы межведомственного информационного взаимодействия. При этом Правительство России еще должно утвердить перечень документов и информаций, которые будут предоставляться проверяющим государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными им организациями, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информации, в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Кроме того, должен быть утвержден порядок и сроки предоставления таких документов и информаций.
Поэтому сам закон вступает в силу с 1 июля 2016 года, а нормы, обязывающие проверяющих запрашивать документы и информацию в иных органах, в отношении проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), - с 1 января 2017 года, проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, - с 1 июля 2017 года.
Уголовная ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения
31.12.2014 в Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статься – 264.1 УК РФ - Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 Уголовного кодекса либо настоящей статьей.
По состоянию на 22.11.2015 на территории Камбарского района выявлено 12 таких преступлений, в суд направлено 10 уголовных дел, значительное количество водителей привлечены к уголовной ответственности.
Как правило, вновь за руль садятся лица, которые ранее привлекались к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается не только лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Управление транспортным средством в состоянии опьянения недопустимо!
Прокурорский надзор за приемом, регистрацией, разрешением сообщений о преступлениях
Правоохранительные органы Камбарского района в пределах своих полномочий осуществляют регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях.
Каждое сообщение о преступлении должно быть принято сотрудником полиции, зарегистрировано в соответствующей книге учета сообщений о происшествиях и по нему должна быть проведена проверка.
По общему правилу, сообщение о преступлении должно быть рассмотрено и по нему принято решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
При наличии оснований срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, а также оперативно-розыскных мероприятий, срок проверки сообщения может составлять до 30 суток.
Предварительная проверка заканчивается принятием по нему решения, установленного ст.145 УПК РФ, одним из которых является вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Прокуратурой Камбарского района осуществляется надзор за деятельностью правоохранительных органов на каждом этапе работы с сообщениями о преступлении.
Значительная роль прокурору отведена при проверке законности принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел.
Как показывает практика, вынесение незаконных или необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела является наиболее распространенным нарушением при разрешении сообщений о преступлениях.
Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. При наличии достаточных данных прокурором может быть дано указание возбудить уголовное дело.
В случае признания постановления следственного органа, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным прокурор отменяет данное постановление, а материал направляет руководителю следственного органа.
Прокуратурой Камбарского района проводятся обобщения выявленных нарушений законодательства в деятельности правоохранительных органов, по результатам проведенного обобщения вносятся представления об устранении выявленных нарушений, наказании виновных лиц.
О каждом известном преступлении жители Камбарского района могут круглосуточно сообщить в ГУ ОМВД РФ по Камбарскому району.
В случае несогласия с принятым решением по сообщению о преступлении Вы вправе обратиться в прокуратуру Камбарского района адрес: г. Камбарка, ул. К. Маркса, 96.
Право на защиту в уголовном процессе
Право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту закреплено Уголовно-Процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статьей 48 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
30.60.2015 Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве» ответил на ряд вопросов, возникающих в правоприменительной практике.
Постановлением разъяснено, что к числу лиц, обладающих правом на защиту, относится лицо, в отношении которого осуществляются затрагивающие его права и свободы процессуальные действия по проверке сообщения о преступлении, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого ведется или велось производство о применении принудительных мер медицинского характера, и т. д.
Предусмотрено, что право обвиняемого на защиту включает в себя не только право пользоваться помощью защитника, но и право защищаться лично или с помощью законного представителя всеми не запрещенными законом способами и средствами.
Право на приглашение защитника не означает право обвиняемого выбирать в качестве защитника любое лицо по своему усмотрению и не предполагает возможность участия в деле любого лица в качестве защитника - по смыслу УПК РФ защиту обвиняемого в досудебном производстве вправе осуществлять только адвокат.
Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если обвиняемый не отказался от него в установленном порядке. При этом участие в судебном заседании обвинителя (государственного обвинителя) не является безусловным основанием для обеспечения участия в нем защитника, поскольку обвиняемый на любой стадии производства по делу вправе по собственной инициативе в письменном виде отказаться от помощи защитника.
Заявление обвиняемого об отказе от защитника ввиду отсутствия средств на оплату услуг адвоката либо неявки в судебное заседание приглашенного им или назначенного ему адвоката, а также об отказе от услуг конкретного адвоката не может расцениваться как отказ от помощи защитника.